Размер:
AAA
Цвет: CCC
Изображения Вкл.Выкл.
Обычная версия сайта

Научно-методическая деятельность

Методическое пространство, как отмечает М. М. Поташник, - «это целостная, основанная на достижениях науки и передового педагогического опыта система взаимосвязанных мер, направленных на всестороннее повышение квалификации и профессионального мастерства каждого учителя и воспитателя, на развитие и повышение творческого потенциала педагогического коллектива в целом, а в конечном счете – повышение качества и эффективности образовательного процесса».

Методическая работа в МБОУ «СОШ № 2» г. Салехард строится в соответствии с уставом учреждения, образовательными программами, программой развития, инновационными образовательными проектами, реализуемыми в учреждении, а также локальными актами. Организация методической работы проводится по плану, составленному на основании анализа методической работы за предыдущий год, направленному на решение выявленных проблем, кроме того, система методической работы является «сервисной», т.е. организована на диагностической основе.

В связи с преобразованиями в системе отечественного образования – введением федеральных государственных образовательных стандартов общего образования (ФГОС), методическая работа в школе, прежде всего, направлена на решение проблем, связанных с введением новых стандартов и реализацией системно-деятельностного подхода:

формирование инновационной культуры педагогов школы;

формирование эффективных способов взаимодействия педагогов различных уровней образования по обеспечению качества образования в условиях внедрения ФГОС;

увеличение доли педагогов, готовых позиционировать себя в профессиональном сообществе как лидеров инновационного движения.

Методическая тема

 «Повышение профессиональной компетентности педагогов в формировании и развитии функциональной грамотности обучающихся» (PISA).

Миссия школы 

Создание такой образовательной детско-взрослой социально активной среды, в которой вырастают поколения креативной, инициативной, коммуникабельной и ответственной молодежи, мотивированной к творчеству в науке и технике, предпринимательски ориентированной, способной отвечать на вызовы XXI века и воспитанной в высокой любви к отечеству.

Методическая работа в школе, как система, имеет:

цель, задачи, направления работы, содержание, формы организации, критерии оценки её эффективности, структуру. 

Цель - Обеспечение высокого качества и конкурентоспособности современного образования в соответствии с требованиями международных исследований подготовки обучающихся и воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций, обладающей компетенциями XXI века. 

Задачи:

1)           Повышение конкурентоспособности образования посредством обновления содержания и технологий преподавания общеобразовательных программ, вовлечения участников образовательных отношений в развитие системы общего образования, а также за счет обновления материально-технической базы школы.

2)            Создание условий для обеспечения доступности воспитания гармонично развитой и социально ответственной личности путем обновления содержания и методов здоровьесберегающей индивидуализации образования, поддержки одаренных детей и детей с ОВЗ, модернизации инфраструктуры системы дополнительного образования детей.

3)           Обновление информационно-коммуникационной инфраструктуры общего и дополнительного образования путем создания современной и безопасной цифровой образовательной среды, обеспечивающей формирование ценности к саморазвитию и самообразованию у обучающихся образовательной организации всех видов и уровней.

4)           Обеспечение непрерывного характера профессионально-личностного развития педагогических работников путем внедрения национальной системы профессионального роста педагогических работников.

5)           Создание условий для повышения компетентности родителей (законных представителей) обучающихся в вопросах образования и воспитания будущих граждан Российской Федерации.

6)           Создание условий для воспитания гармонично развитой и социально ответственной личности путем развития добровольчества (волонтерства), реализации талантов и способностей у детей и молодежи в формате общественных инициатив и проектов.

Ожидаемые результаты работы

1)           Охват 90% детей дошкольного возраста, будущих первоклассников, программами дошкольного образования, в том числе в формате консультирования родителей при реализации семейного образования.

2)           Реализация 30% образовательных программ с элементами сетевого взаимодействия, дистанционных технологий, привлечения наставников (тьюторов, менторов, супервизоров) из числа родителей и представителей предприятий, с возможностью обучения по индивидуальному учебному плану (ИУП).

3)           Устойчивая положительная динамика результатов обучающихся школы по итогам контрольно-оценочных процедур (ВПР, ГИА) и/или международных сопоставительных исследований качества общего образования (PIRLS, TIMSS и PISA), иных мониторинговых процедур.

4)           Охват детей в возрасте от 5 до 18 лет программами дополнительного образования на уровне не менее 80%.

5)           Участие 80% детей в общественных организациях и волонтерском движении.

6)           Удовлетворенность 85% родителей (законных представителей) школы качеством и вариативностью информационно-просветительской, методической и консультационной поддержки при воспитании детей со стороны общего образования образовательной организацией.

Направления работы

Аналитическая деятельность:

мониторинг профессиональных и информационных потребностей педагогических работников школы;

создание банков данных педагогической информации, аналитических материалов и опыта работы в различных сферах образовательной деятельности, постоянное их пополнение;

анализ качества методической работы.

Информационная деятельность:

обеспечение педагогических работников родителей, обучающихся необходимой информацией об основных направлениях развития образования, о достижениях педагогической науки и практики;

разработка и тиражирование информационно - методической и справочной продукции.

Организационно-методическая деятельность:

организация и руководство работой различных школьных методических формирований;

работа по организации и сопровождению творческой деятельности: подготовка и проведение научно-практических конференций, предметных олимпиад, конкурсных мероприятий для школьников, конкурсов педагогического мастерства.

Научно-методическая деятельность:

научно-методическое сопровождение инновационных процессов в образовательной практике, деятельности педагогов-экспериментаторов, ведущих инновационную деятельность;

повышение квалификации и профессионального мастерства педагогических работников;

информационное обеспечение процесса выявления, поддержки и развития одарённых детей.

В основу научно-методической деятельности положены принципы:

принцип системной интеграции, который предполагает одновременное  изучение одной и той же проблемы всеми субъектами образовательного процесса;

принцип «зоны ближайшего развития» (в качестве «зоны ближайшего профессионального развития» выступает та зона, в которой педагог с помощью своих коллег, методистов, изучаемой литературы может разрешить возникшие проблемы);

принцип стимулирования творческого роста педагогов;

принцип сочетания индивидуальных и групповых форм методической работы;

принцип непрерывности и преемственности предусматривает постоянный профессиональный рост педагогов, а также учет уровня их реальной профессиональной готовности к внедрению и реализации ФГОС.

Содержание

Содержание работы определяется целями и за­дачами методической работы, особенностями развития школы и образовательной политикой системы образования.

Формы организации

Формы, направленные на повышение квалификации и профессионального мастерства, сопровождение и организацию творческой деятельности:

Курсовая подготовка

Наставничество

Теоретические и практико-ориентированные семинары и занятия

Индивидуальная методическая помощь, консультирование

Участие в работе сетевых сообществ Интернета

Мастер-классы и другое.

Формы, направленные на получение, обобщение, представление и распространение опыта инновационной деятельности:

Инновационная: научно-исследовательская, опытно-экспериментальная работа

Разработка авторских

программ, учебно-методических комплексов

Работа в творческих группах

Открытые уроки

Презентации, публикации авторских разработок и т.д.

Формы информационной деятельности:

Изучение информационных запросов педагогических кадров

Формирование  фонда программно-методических материалов, научно-методической литературы

Размещение информации на школьном сайте

Разработка и выпуск информационно – методических материалов

Освещение деятельности педагогов в СМИ. 

Критерии оценки эффективности

Эффективность методической работы оценивается по четырем критериям:

Критерий результативности определяется по изменению (уменьшению) затруднений учителя после проведения работы по повышению уровня знаний, мастерства, квалификации.

Применение критерия рациональности расходования времени предполагает дифференцированно-групповой и даже индивидуальный подход к учителям. Время – бесценно и поэтому проводимые мероприятия должны быть всегда только полезными, неформальными и только высокого качества. Критерий в оценке качества работы с педкадрами предполагает дифференциацию времени в зависимости от степени профессионализма учителя.

Критерий стимулирующей роли методической работы. Все мероприятия методического характера должны быть не просто добровольными для учителей, но и побуждающими к работе над собой, вызывающими интерес и здоровую конкуренцию в достижении образовательных результатов. Только при наличии мотива, при стимулирующем характере методической работы вся она превращается в добровольное самообразование учителя, а в этом и заключается главное условие обеспечения профессионального роста педагогов.

Главный критерий - показатели качества образованности школьников, ради которых и была организованна методическая деятельность педагогов.

Структура управления методической деятельностью: педагогический совет, научно-методический совет, методический кабинет, ШМО, творческие группы.

Методическая деятельность прослеживается во взаимодействии всех органов управления на всех уровнях системы управления образовательной деятельностью школы.

Педагогический совет - орган самоуправления школы, решающий основные вопросы образовательной деятельности.

Научно-методический совет - коллегиальный орган управления школой координирует работу направленную на развитие научно-методического обеспечения организации и осуществления образовательной деятельности, инноваций, опытно-экспериментальной и научно-исследовательской деятельности педагогического коллектива.

Методическим центром образовательного пространства школы является Школьный методический кабинет.

На базе методического кабинета проводится методическая работа по выявлению образовательных потребностей педагогических работников школы, созданию условий для профессионального роста, повышения квалификации.

Школьные методические объединения являются профессиональными объединениями педагогических работников, осуществляющими проведение учебно-воспитательной, методической, экспериментальной и внеклассной работы по одному или нескольким родственным учебным предметам, образовательным областям, видам воспитательной работы.

Временная творческая группа является самостоятельным звеном методической работы, объединяет педагогических работников школы с целью разработки какой-либо проблемы по совершенствованию образовательного процесса, вызывающей наибольшие трудности у учителей.