Размер:
AAA
Цвет: CCC
Изображения Вкл.Выкл.
Обычная версия сайта

Научно-методическая деятельность

Методическое пространство, как отмечает М. М. Поташник, - «это целостная, основанная на достижениях науки и передового педагогического опыта система взаимосвязанных мер, направленных на всестороннее повышение квалификации и профессионального мастерства каждого учителя и воспитателя, на развитие и повышение творческого потенциала педагогического коллектива в целом, а в конечном счете – повышение качества и эффективности образовательного процесса».

Методическая работа в МБОУ «СОШ № 2» г. Салехард строится в соответствии с Уставом учреждения, Образовательной программой, программой развития «Разработка модели образовательной среды для учащихся 8-11 классов, формирующей осознанный выбор образовательной перспективы», инновационными образовательными проектами, реализуемыми в учреждении, а также локальными актами. Организация методической работы проводится по плану, составленному на основании анализа методической работы за предыдущий год, направленному на решение выявленных проблем, кроме того, система методической работы является «сервисной», т.е. организована на диагностической основе.

В связи с преобразованиями в системе отечественного образования – введением федеральных государственных образовательных стандартов общего образования (ФГОС), методическая работа в школе, прежде всего, направлена на решение проблем, связанных с введением новых стандартов и реализацией системно-деятельностного подхода:

формирование инновационной культуры педагогов школы;

формирование эффективных способов взаимодействия педагогов различных уровней образования по обеспечению качества образования в условиях внедрения ФГОС;

увеличение доли педагогов, готовых позиционировать себя в профессиональном сообществе как лидеров инновационного движения.

Методическая тема

«Системно-деятельностный подход в обучении обучающихся»

Миссия методической работы школы в условиях перехода на новые образовательные стандарты

создание условий для смены типа образовательной деятельности, предполагающей переход от «знаниевой»  модели образования в школе к «деятельностной»;

создание атмосферы заинтересованности в росте педагогического мастерства, приоритета педагогической компетентности.

Методическая работа в школе, как система, имеет:

цель, задачи, направления работы, содержание, формы организации, критерии оценки её эффективности, структуру.

Стратегическая цель - повышение уровня профессионального мастерства педагогов, повышение качества образовательной деятельности.
Тактическая цель - повышение квалификации педагогических работников, обеспечение научно-методических условий для качественной реализации образовательных стандартов. 

Задачи:
создать сплоченный коллектив единомышленников, бережно сохраняющих традиции школы, стремящихся к постоянному, профессиональному самосовершенствованию, развитию образовательных процессов в учреждении, повышению продуктивности образовательной деятельности;

изучить профессиональные достижения педагогических работников, обобщить ценный опыт каждого и внедрить его в практику работы педагогического коллектива и распространить передовой педагогический опыт;

стимулировать инициативу и активизировать творчество членов педагогического коллектива школы в научно-исследовательской, опытно-экспериментальной и другой творческой деятельности, направленной на совершенствование, обновление образовательной деятельности в школе;

проанализировать результаты педагогической деятельности, выявить и предупредить ошибки, затруднения;

способствовать развитию личностно- ориентированной педагогической деятельности, обеспечить условия для самообразования, самосовершенствования и самореализации личности педагогического работника.

Направления работы

Аналитическая деятельность:

мониторинг профессиональных и информационных потребностей педагогических работников школы;

создание банков данных педагогической информации, аналитических материалов и опыта работы в различных сферах образовательной деятельности, постоянное их пополнение;

анализ качества методической работы.

Информационная деятельность:

обеспечение педагогических работников родителей, обучающихся необходимой информацией об основных направлениях развития образования, о достижениях педагогической науки и практики;

разработка и тиражирование информационно - методической и справочной продукции.

Организационно-методическая деятельность:

организация и руководство работой различных школьных методических формирований;

работа по организации и сопровождению творческой деятельности: подготовка и проведение научно-практических конференций, предметных олимпиад, конкурсных мероприятий для школьников, конкурсов педагогического мастерства.

Научно-методическая деятельность:

научно-методическое сопровождение инновационных процессов в образовательной практике, деятельности педагогов-экспериментаторов, ведущих инновационную деятельность;

повышение квалификации и профессионального мастерства педагогических работников;

информационное обеспечение процесса выявления, поддержки и развития одарённых детей.

В основу научно-методической деятельности положены принципы:

принцип системной интеграции, который предполагает одновременное  изучение одной и той же проблемы всеми субъектами образовательного процесса;

принцип «зоны ближайшего развития» (в качестве «зоны ближайшего профессионального развития» выступает та зона, в которой педагог с помощью своих коллег, методистов, изучаемой литературы может разрешить возникшие проблемы);

принцип стимулирования творческого роста педагогов;

принцип сочетания индивидуальных и групповых форм методической работы;

принцип непрерывности и преемственности предусматривает постоянный профессиональный рост педагогов, а также учет уровня их реальной профессиональной готовности к внедрению и реализации ФГОС.

Содержание

Содержание работы определяется целями и за­дачами методической работы, особенностями развития школы и образовательной политикой системы образования.

Формы организации

Формы, направленные на повышение квалификации и профессионального мастерства, сопровождение и организацию творческой деятельности:

Курсовая подготовка

Наставничество

Теоретические и практико-ориентированные семинары и занятия

Индивидуальная методическая помощь, консультирование

Участие в работе сетевых сообществ Интернета

Мастер-классы и другое.

Формы, направленные на получение, обобщение, представление и распространение опыта инновационной деятельности:

Инновационная: научно-исследовательская, опытно-экспериментальная работа

Разработка авторских

программ, учебно-методических комплексов

Работа в творческих группах

Открытые уроки

Презентации, публикации авторских разработок и т.д.

Формы информационной деятельности:

Изучение информационных запросов педагогических кадров

Формирование  фонда программно-методических материалов, научно-методической литературы

Размещение информации на школьном сайте

Разработка и выпуск информационно – методических материалов

Освещение деятельности педагогов в СМИ. 

Критерии оценки эффективности

Эффективность методической работы оценивается по четырем критериям:

Критерий результативности определяется по изменению (уменьшению) затруднений учителя после проведения работы по повышению уровня знаний, мастерства, квалификации.

Применение критерия рациональности расходования времени предполагает дифференцированно-групповой и даже индивидуальный подход к учителям. Время – бесценно и поэтому проводимые мероприятия должны быть всегда только полезными, неформальными и только высокого качества. Критерий в оценке качества работы с педкадрами предполагает дифференциацию времени в зависимости от степени профессионализма учителя.

Критерий стимулирующей роли методической работы. Все мероприятия методического характера должны быть не просто добровольными для учителей, но и побуждающими к работе над собой, вызывающими интерес и здоровую конкуренцию в достижении образовательных результатов. Только при наличии мотива, при стимулирующем характере методической работы вся она превращается в добровольное самообразование учителя, а в этом и заключается главное условие обеспечения профессионального роста педагогов.

Главный критерий - показатели качества образованности школьников, ради которых и была организованна методическая деятельность педагогов.

Структура методической деятельности: педагогический совет, научно – методический совет, методический кабинет, ШМО, творческие группы.

Методическая деятельность прослеживается во взаимодействии всех органов управления на всех уровнях системы управления образовательной деятельностью школы.

Педагогический совет - орган самоуправления школы, решающий основные вопросы образовательной деятельности.

Научно-методический совет - коллегиальный орган управления школой координирует работу направленную на развитие научно-методического обеспечения организации и осуществления образовательной деятельности, инноваций, опытно-экспериментальной и научно-исследовательской деятельности педагогического коллектива.

Методическим центром образовательного пространства школы является Школьный методический кабинет.

На базе методического кабинета проводится методическая работа по выявлению образовательных потребностей педагогических работников школы, созданию условий для профессионального роста, повышения квалификации.

Школьные методические объединения являются структурным подразделением, осуществляющим проведение учебно-воспитательной, методической, экспериментальной и внеклассной работы по одному или нескольким родственным учебным предметам, образовательным областям, видам воспитательной работы.

Временная творческая группа является самостоятельным звеном методической работы, объединяет педагогических работников школы с целью разработки какой-либо проблемы по совершенствованию образовательного процесса, вызывающей наибольшие трудности у учителей.